К вопросу о клонах
В медицинской науке в последнее время несколько поугас интерес к такому новому и необычному для нас явлению как процесс клонирования, зато возрос он в музыкальном мире, в связи с обвинениями одних исполнителей в этаком стилистическом копировании других.
Сейчас уже очень сложно сказать, кого можно с полной уверенностью назвать плагиатором, а кого - основоположником соответствующего стиля. Но совершенно ясно одно: человечество пытается загнать любое явление своей жизни в строгие рамки стереотипов, а потому в любом деле существует свой стандарт. Это относится и к музыке, в том числе, к популярному ныне немецкому индастриалу. Казалось бы, дело выеденного яйца не стоит, но и здесь есть свое "но".
Неловко начинать очередную статью о группе MEGAHERZ с обвинения в слепом копировании их соотечественников RAMMSTEIN, поэтому - для разнообразия - попытаемся найти между этими двумя немецкими командами хотя бы небольшую разницу. И сделать это будет довольно просто, по крайней мере, в том, что касается биографической стороны развития группы и самоопределения ее участников.
Начнем с того, что критики, оказывается, зря называют MEGAHERZ очередной порцией индастриала новой немецкой волны. Сами участники данного коллектива так совсем не считают, по их мнению, MEGAHERZ - это хорошо приготовленный музыкальный продукт американской кухни. Да, никакая не "немецкая жесткость" (Neue deutsche Harte), а, скорее, "немецкая сердечность" (Neue deutsche Herzlichkeit).
Вопреки навешиваемым прессой ярлыкам (смесь индастриала и гранжа, альтернативный метал и т.д. и т.п.), MEGAHERZ заявляют о том, что знать ничего не хотят о мировой моде на "немецкий тяжеляк", не потерпят никаких сравнений (в особенности с RAMMSTEIN), и будут создавать свой собственный музыкальный стиль. И это при том, что НЕМЦЫ играют тяжелую музыку и поют на родном языке о своей нелегкой судьбе?
Название группы возникло как симбиоз MEGADETH и фолковой немецкой команды WILDECKER HERZBUBEN, известной своим хитом "Herzelein" (Сердечко), пришедшимся по сердцу участникам новоиспеченного коллектива. Словечко MEGAHERZ является неологизмом, на которые так богат немецкий язык, поскольку оно было придумано самими основателями коллектива (Не то что RAMMSTEIN, - взяли готовое немецкое слово - "каменный таран" - и дело с концом!). Красиво звучит и трактовка слова MEGAHERZ - как "мегагерц", единица частоты, но это не совсем честно по отношению к памяти физика Герца, в честь которого сия единица и получила свое название. Ведь по-немецки фамилия этого герра пишется как Hertz. А жаль, поскольку музыка ансамбля ездит по ушам поклонников с совершенно безумной частотой. Но у MEGAHERZ всегда есть собственное мнение по любому вопросу, вплоть до мировой угрозы диктатуры тотального капитализма. Свое название они скомпоновали из популярного сейчас во многих языках мира словечка mega (аналога super, cool etc.) и того самого сердца (Herz), которое прославляется многими текстами ансамбля, увековечено в названиях его альбомов и вообще является составной частью стилистики группы, пишущей в духе "новой сердечности". При этом во внимание не принимается неистово-жесткое звучание MEGAHERZ, составленное из знакомого набора компонентов: тяжелые гитарные риффы (иногда до боли похожие на те, что раздаются с заслушанных до дыр дисков других героев индастриала), четкий, отрывистый ритм, порой нежная, а порой заводная "синтетика" клавишных. А если добавить к этому низкий голос вокалиста с четко поставленной дикцией и "политически некорректные" тексты, - mein Gott! - о какой "сердечности" вы говорите, ребята?
В отличие от RAMMSTEIN, образовавшихся в начале 1994-го в Берлине, MEGAHERZ появились на свет годом ранее - в июле 1993, в Мюнхене, пивной столице Германии. Группа была создана в одной из федеральных земель бывшей ФРГ, поэтому ее участники (в отличие от несчастных RAMMSTEIN, проводивших свое тяжелое детство на просоветской половине Германии) могли свободно наслаждаться всем музыкальным разнообразием, которое предлагал Запад и передовая в этом отношении Америка. Поэтому, вспоминая свою раннюю молодость, они называют многие известные рок-команды, которые они тогда вполне легально слушали, и которым позже пытались подражать. Это KISS, AC/DC, EXTRABREIT, BLACK SABBATH и, конечно же, горячо любимые немецкими рокерами, PANTERA. Что касается пристрастий будущих MEGAHERZ по достижении ими сознательного творческого возраста, - это, несомненно, NIRVANA, ALICE IN CHAINS, SOUNDGARDEN, NINE INCH NAILS, RAGE AGAINST THE MACHINE и любимые CLAWFINGER (никакие аналогии в голову не приходят?), которые и тут успели приложить свой коготок. Ну вот, а вы говорите, "новое направление"...
К слову, основателем MEGAHERZ был никакой не гитарист, а вовсе даже вокалист по имени Алекс Весельски, известный сейчас как Алекс фон Вейганд. Этот молодой человек с выбритым наголо черепом, черной бородкой Мефистофеля и загадочно-томным взглядом довольно долго не мог определиться в жизни после окончания одной из мюнхенских школ в далеком 1985. Он чувствовал призвание к чему-то более возвышенному, нежели институт или рабочее место. По его собственным словам, всё это слишком уж попахивало бюргерской обывательщиной, а Алексу, видимо, больше по душе пришелся свободный ветер рок-музыки. Но путь к славе был совсем не таким простым, каким он вначале показался этому слегка самонадеянному юноше. С десяток безвестных групп локального значения, среди которых SILENT, DALE ARDEN, BAD HOVEN, USED UNDERWEAR, XANDA, приняли Вейганда (тогда еще Весельски) в свои ряды в качестве бас-гитариста. А ему-то хотелось в первую очередь проявить свои руководительские способности. Алекс добился своего лишь в 1993г, покинув XANDA, и вместе с четверкой мюнхенских друзей основав MEGAHERZ.
Поначалу он был для этой группы всем: продюсером (благо XANDA имели известность далеко за пределами родной Баварии, и клубные выступления группы приносили участникам коллектива неплохой доход), фронтменом, автором текстов (и кое-какой музыки), исполнителем этих текстов, хорошим шоуменом. Алекс решил зря не рисковать, и повел свое детище по проторенной музыкальной дорожке. Сочинив пару модных хитов, ребята завалили ими все альтернативные радиостанции, а затем проехались по всем мало-мальски роковым музыкальным фестивалям, дабы хоть немного засветиться перед публикой. Кое-где они добились успеха и даже получили награды, а также возможность выпуска своих песен на музсборнике молодых альтернативных команд. Прозондировав почву и подготовив публику к своему "пришествию", MEGAHERZ решились на выпуск первой демо-записи. "Herzwerk" (работа сердца), финансированная самим коллективом и состоявшая из семи композиций, выходит в начале 1995 года (Ну-ка, самые сообразительные, как назывался первый альбом RAMMSTEIN, выпущенный в этом же году? - Правильно, "Herzeleid").
Этот CD (как, в принципе, чаще всего и случается с начинающими музыкантами) был закономерно проигнорирован критикой и специализированными изданиями. А первый малобюджетный клип, снятый на одну из песен, разумеется, не попал ни в ротацию MTV, ни в эфир VIVA, где предпочитают показывать видео модных групп, пользующихся спросом у аудитории. Но песни получили некоторую известность среди слушателей немецкоязычного региона; отчасти потому, что были написаны на милом сердцу этих слушателей немецком языке. Уж в этом-то MEGAHERZ вполне солидарны с RAMMSTEIN и многими другими немецкими альтернативщиками. Ведь о мировой популярности тогда задумываться не приходилось, MEGAHERZ вполне довольствовались синицей в руках. Но сами они утверждают и по сей день, что пишут по-немецки по иной причине: мол, только на родном языке можно свободно выразить свои мысли (где-то мы уже это слышали, не правда ли?), а то, что модно в среде шоу-бизнеса не должно волновать настоящих музыкантов, которые делают лишь то, чего им хочется, а не то, что велят им злые дядьки из звукозаписывающей компании. Допустим, так оно и есть, потому что некоторые лихо закрученные фразы в текстах MEGAHERZ не всегда понятны и самим авторам. К примеру, в песне "Wir Sterben Jung" (Мы умрем молодыми) есть такие строки:
Нет времени на то, чтобы терять его
Попробуй всё, насладись каждым днем
Возможно, ты больше не вернешься домой
Не жди завтра - оно уже позади, к черту его
Возьми от жизни всё, что тебе нужно...
Забудь о времени, остановись...
Именно за подобные откровенные призывы жить одним днем и испробовать всё, чего жаждут душа и тело, тексты MEGAHERZ жестоко критикуются и уже успели получить в Германии статус "политически некорректных". Сами музыканты комментируют свою вызывающую лирику приблизительно так: мы поем о жизни, ну, да, еще немного и о наркотиках, сексе, жестокости, но почему немецкие журналисты изрыгают на нас потоки проклятий по поводу и без оного, в то время как музыкантам из других стран (особенно американцам) можно петь на любые темы и вообще творить всё, что их душе угодно? Вот уж поистине нет пророка в своем отечестве: RAMMSTEIN преследовали точно такие же обвинения в садо-мазохистской извращенности их текстов. Не очень справедливо, конечно, подвергаться цензуре в родной стране, в то время как иностранцам там сходит с рук любое деяние, но музыканты надеются восстановить справедливость, отправившись с концертами куда-нибудь за границу. Может быть, они и правы, ведь немецкий язык за пределами Германии понимает не так много людей, и большая часть "немецконеговорящей" публики любит немцев за их мощную энергетику, сообщаемую залу во время концертов, а также за то, что товар с клеймом Made in Germany в дополнительной проверке качества не нуждается, - нет сомнений в том, что всё сделано на совесть.
Как бы то ни было, агрессивность MEGAHERZ пришлась по вкусу многим, и уже в 1996г их взял под свое крылышко один из крупнейших независимых лейблов Германии ZYX Records. Причем с самого начала группа выторговала себе относительно большую свободу от лейбла в том, что касается содержания текстов. Хотя не исключено, что ставка на жестокость была сделана продюсерами в расчете на большую скандальность коллектива; если ругают, значит, помнят, хотя, когда хвалят, несомненно, приятнее. Сходу, при взаимной симпатии обеих сторон, был выпущен первый полноценный альбом MEGAHERZ "Wer Bist Du?" (Кто Ты?, 1997).
Звукозаписывающая компания не ошиблась, сделав ставку на малоизвестную мюнхенскую группу: на немецко-говорящих территориях CD был распродан довольно большим для новичков тиражом в 16 000 экземпляров (не забывайте, что речь идет не о "горячих поп-пирожках" вроде крошки Бритни или Джей Ло, которые в первый же день раскупаются миллионными тиражами). А сингл "Gott Sein" (Быть богом) даже попал в ротацию некоторых американских радиостанций. Вот что значит умелая продюсерская поддержка! В поддержку альбома MEGAHERZ дали несколько десятков концертов, в том числе, и в качестве разогрева известных немецких фолк-рокеров SUBWAY TO SALLY. Это турне показало, что MEGAHERZ прямо-таки рождены для концертных выступлений! Публика при их появлении безумствовала, а Алекс умел подогреть любое безумство до полного умопомрачения и экстаза.
Живые выступления MEGAHERZ отличаются от концертов их коллег по цеху отсутствием бесчисленных огненных кунстштюков и пиротехнических изысков, да они им и не нужны. Ребята завладевают вниманием зрителей и слушателей при помощи своей ритмичной музыки и "горячих" текстов, а также нескольких к месту сказанных фраз. В 1998г MEGAHERZ были приглашены на многие европейские фестивали (Hurricane, Highfield, Zillo, Rhein Culture и Donau Island Festival в Вене), дабы доказать свой статус популярной "живой" команды, что они и не преминули сделать. А затем уже закрылись в студии и с легкой руки опытных продюсеров записали свой второй альбом - "Kopfschuss" (Выстрел в голову). Он вышел в том же 1998 году тиражом в 25 000 экземпляров и позволил MEGAHERZ не только закрепиться на достигнутых высотах успеха, но и приобрести новых почитателей (по большей части из лагеря тех же RAMMSTEIN).
Свежеиспеченные композиции "Miststueck" (двоякая трактовка: 1)отвратительный тип; 2) кусок дерьма) и "Herz Aus Stein" (Сердце из камня) тут же стали хитами, их безостановочно крутили на всех продвинутых радиостанциях и во многих рок-клубах Германии. А сами MEGAHERZ тем временем отправились в новый тур в компании таких известных личностей как H-BLOCKX, SCHWEISSER, HIM, MOTORHEAD, DANZIG, SAXXON, EXTRABREIT. О группе, наконец, начали писать все мало-мальски значимые музыкальные издания Германии. Вот он, успех! В 1999 продолжаются фестивали. На одном из них MEGAHERZ знакомятся с другими немецкими "тяжеловесами" OOMPH! (в копировании которых они в свое время также были обвинены). До сих пор между группами складываются весьма сердечные отношения, равно как и с TANZWUT, с которыми MEGAHERZ даже как-то отыграли пару грандиознейших концертов, несмотря на некоторую идейную разницу и музыкальную разнокалиберность. Невзирая на занятость, уже в начале 2000 года группа выдает на гора свое новое студийное творение, записанное весьма основательно в прелестном южно-немецком городке Фрайбург.
Альбом "Himmelfahrt" (Небесное путешествие) ожидался с большим нетерпением не только поклонниками группы, но и критиками музыкальных изданий, которым не терпелось в очередной раз позлословить о том, какие из риффов на новом CD будут напоминать RAMMSTEIN, какие DIE KRUPPS, а какие - PUHDYS. А также разобрать по косточкам тексты и цитировать их направо и налево, испуганно ахая или злобно усмехаясь. Однако участникам MEGAHERZ в "год миллениума" некогда было читать немецкую прессу, их ждали дела посложнее: после успешных выступлений в Японии, Бразилии и Мексике, они решились-таки "достать небо" и отправились в Америку, где их, понятное дело, встретили с распростертыми объятиями, ведь RAMMSTEIN здесь очень любят и принимают как своих. MEGAHERZ такой поворот событий не понравился, и после тщетных попыток откреститься от имиджа своих более удачливых соотечественников, они быстренько вернулись на родину. Здесь-то уж каждый немец понимает смысл их текстов со всей их ядовитой "сердечностью" и антисоциальной, а также антиполитической злобностью.
Последним они и вправду отличаются от RAMMSTEIN, которые, несмотря на свое звучно-агрессивное название, "таранят" понарошку, лишь играя в протест. Нет, MEGAHERZ не такие. Их тексты бескомпромиссны - "Du Oder Ich" (Ты или я), непредвзяты - "Falsche Goetter" (Лживые боги), желчны - "Totet Den DJ" (Убейте ДиДжея), полны горькой иронии - "Hurra, Wir Leben Noch" (Ура, мы еще живы), агрессивно-жестоки - "Beiss Mich" (Укуси меня). Последним подарком для фанатов команды стал альбом "Herzwerk II" (Работа сердца-2), продолжающий славные традиции раннего творчества музыкантов (имеется в виду первая демо-запись "кардиограммы сердца"), но, одновременно, свидетельствующий о большом пути, проделанном группой с тех пор. MEGAHERZ считают этот CD своим лучшим творением, поскольку, согласно пожеланиям поклонников ансамбля, участники группы совершили здесь наиболее радикальное отступление от традиций электронной музыки. Электроника перестала доминировать и создает лишь слабенький фон композиций или их мелодику, благодаря чему лучше слышны живые инструменты, сделавшие звучание пластинки более полноценным. Больше жизни! - отныне это девиз группы, которая всячески пытается выпятить вперед свою индивидуальность. Тексты всех 13-ти композиций написаны исключительно на немецком языке, хотя в заблуждение могут ввести названия некоторых из них: к примеру, "F.F.F. (Flesh For Fantasy)" - онемеченный кавер на одноименное произведение Билли Айдола; или "I'm Rumpelstilzchen" - с немецким текстом. Кстати, Румпельштильцхен - имя героя немецких сказок, маленького хитрого бесенка или гнома, творящего злые проделки с людьми (перечитайте-ка сказки братьев Гримм!). Тексты этого альбома можно разделить на две группы: лиричные и очень образные песенки с личным содержанием - "Zu Den Sternen" (К звездам), "An Deinem Grab" (У твоей могилы), "Perfekte Droge" (Совершенный наркотик); а также композиции с социальной тематикой, которой MEGAHERZ не чурались никогда, - "Hand Auf's Herz" (Руку на сердце), "Heute Schon Gelebt?" (Ты уже прожил сегодняшний день?), "Herzblut" (Кровь сердца).
Наконец, больной вопрос о составе MEGAHERZ: до последнего времени группа была (и намерена оставаться впредь) квинтетом, хотя и очень непостоянным. Первоначальный состав ансамбля менялся практически каждый полгода: не мог горячий Алекс долго уживаться с людьми, имеющими собственное мнение или иной взгляд на музыку. Поэтому перечислять всех участников MEGAHERZ бесполезно: не хватит места. По этой причине приведем лишь последний состав группы, в котором записывался альбом "Herzwerk II". Итак, MEGAHERZ - это: Алекс фон Вейганд - бессменный (до недавнего времени) фронтмен, вокалист, продюсер коллектива, автор текстов; Кристиан "x-ti" Быстрон - соло-гитара, тексты, клавишные, менеджмент; Венцель В. - бас-гитара; Оливер Поль - гитара; Юрген Шлахтер - ударные До недавнего времени Алекс был первым и единственным вокалистом группы, но буквально пару месяцев назад он шокировал поклонников, объявив о своем уходе из ее рядов и о начале сольной карьеры. Вот и наигрался парень! Неизвестно, правда, в каком стиле он будет творить на этот раз (остается надеяться, что Алекс не собирается повторить путь Д.Хейза). Остальные участники MEGAHERZ не сложили инструментов в дальний угол и, утерев рукавом скупую мужскую слезу, с января сего года находятся в поиске нового фронтмена. Что ж, остается пожелать им удачи и заметить, что у не любимых ими RAMMSTEIN проблем со сменой состава никогда не возникало. Эта шестерка воспринимается поклонниками как единая дружная семья, которой не грозят никакие бури. Крепкий камешек!
Однако амбиций учатникам MEGAHERZ по-прежнему не занимать. На вопрос о ближайших планах коллектива они ответили весьма незатейливо: "Есть три цели, которых мы хотели бы достичь. Первая - это первое место в американских чартах Billboard. Вторая цель - это второе место в Billboard. А третья - это третье место в Billboard. Причём не только в этих чартах, но и во всех немецких, английских и чартах по всему миру".
Как видите, эти ребята далеко пойдут. MEGAHERZ выпустили уже четыре альбома (RAMMSTEIN лишь недавно приступили к записи четвертого) и очень популярны у себя на родине как концертная группа, а теперь планируют начать покорение американского музыкального Олимпа. Похоже, их мало волнует проблема клонирования, равно как и ожесточенные споры по поводу того, является ли группа MEGAHERZ копией RAMMSTEIN или идет собственным путем в своем развитии. Поэтому если вы примкнете к сторонникам первой концепции, продолжайте спокойно слушать RAMMSTEIN. Если же вам захочется разучить несколько новых немецких текстов или послушать немного свежего, но такого знакомого индастриала, включайте MEGAHERZ на полную мощность.